Историческое наследие в Петербурге. Дом Чернова на Октябрьской набережной
Окраины Санкт-Петербурга хранят немало редких архитектурных памятников, представляющих интерес не только для знатоков и исследователей архитектуры, но и для любителей истории родного края. К малоизведанным самими петербуржцами территориям относится бывшая деревня Глезнево, полностью исчезнувшая и вошедшая в исторический микрорайон Рыбацкое.
К этой прибрежной местности примыкал густой сосновый бор, принадлежавший ещё в XVIII веке князю Гагарину, из-за чего местность эту вскоре стали называть Сосновка, обозначая таким образом природную особенность этих живописных невских берегов.
Впрочем, сам хозяин земель в имении своём почти не жил. Многократно после его смерти переходили земли из рук в руки, пока их не купил полковник Александр Иванович Чернов. Он заказал для себя особняк у видного и популярного в то время архитектора Александра фон Гогена. Вот с этого самого момента и началась та жизнь Сосновки, какой привыкли видеть её нынешние жители города.
В 1889-м году в моде был так называемый псевдорусский стиль. Родилось это парадоксальное и очень яркое направление именно в Петербурге. Изначально город строился по классическим европейским образцам, и в его облике не было ничего общего со старинными городами вроде Ярославля или Пскова.
Русский стиль, кропотливо возрожденный архитекторами-энтузиастами, призван было словно наверстать для Петербурга упущенное, породнить его с другими русскими городами, для которых подобное направление было родным и естественным. В петербургском зодчестве росло воодушевление обращением к русским народным истокам, поэтому патриот Чернов предпочёл этот стиль для постройки своего имения.
Русский стиль в своём развитии прошёл несколько этапов. Условно его делят на московско-ярославский и на новгородско-псковский. Первый отличается большим ярким узорочьем, второй – скромностью и строгостью. Особняк для Чернова фон Гоген собирался построить именно в московско-ярославском стиле.
Надо отметить, что обычные доходные дома, построенные в русском стиле, порой смотрелись нелепо и не очень естественно, искусственно. Некоторые строгие критики прозвали этот стиль «петушиным». Однако для особняков стиль этот подходил классически.
Особняк Чернова похож на старинный терем. Он эффектно стоит на невысоком холме перед широкой лужайкой, где раньше был обширный парк, и решён в асимметричной форме. Оконца, башенки, миниатюрные колонки, шатровое завершение шпиля – всё это отчётливо напоминает постройки XVII века в Москве.
Асимметричность композиции дома Чернова обусловлена ещё и личным пожеланием хозяина архитектору спроектировать все внутренние покои и помещения изолированно друг от друга. Больше всего полковник хотел, чтобы выход в его личный кабинет совершался не из центральной части дома, а через библиотеку, а уже только оттуда хозяин мог попасть в спальню. План был составлен так, чтобы выход на веранду, располагающуюся на втором уровне, мог совершаться только из личных покоев хозяина.
Изолированными друг от друга должны были быть и другие помещения: комната экономки, гостевые комнаты, бильярдная. Столовая не предполагалась для широких приёмов, поэтому тоже проектировалась фон Гогеном обособленно. Это и обусловило вынужденную необходимость архитектора отразить асимметрию внутренних помещений во внешнем виде фасада.
После революции, когда хозяин особняка эмигрировал заграницу, место пришло в упадок. Там по очереди располагались дом отдыха для рабочих Невской заставы, радиостанция для вещания в блокадном городе, поликлиника, больница, потом в особняке, переданном министерству связи, работали так называемые «глушилки», мешающие прохождению радиоволн западных радиостанций.
Окружающий дом живописный сад — остаток бывшей густой сосновой рощи, в 2007 году был благоустроен, проложены новые дорожки, восстановлены ограждения, расчищены лужайки.
Тем самым Петербург получил ещё одно знаменательное место для прогулок, которое в обозримом будущем станет ещё живописней после открытия для широкой публики знаменательного памятника архитектуры.
Оставить комментарий
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение